Попечительский
совет

«Зачем государству теория игр»: Питерская Вышка поможет городу решать стратегические задачи

НИУ ВШЭ
Санкт-Петербург
10 Февраля

«Зачем государству теория игр»: Питерская Вышка поможет городу решать стратегические задачи

© Комитет по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга

На расширенном заседании Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга выступил заведующий Международной лабораторией теории игр и принятия решений Питерской Вышки Александр Нестеров. Эксперт рассказал, как научные методы могут усовершенствовать государственное управление.

Заседание Комитета — ежегодное мероприятие, на котором подводят итоги работы и обсуждают новые задачи. В этом году в нем приняли участие Валерий Москаленко, вице-губернатор Санкт-Петербурга, Алексей Зырянов, председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга, Александр Ходачек, вице-президент НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и член Общественного совета при Комитете, а также приглашенные эксперты.

Аналитики из Лаборатории игр и принятия решений Питерской Вышки занимаются разработкой эффективных стратегий для крупных заказчиков. С помощью оценки трансформации образовательных систем в разных странах исследователи создали уникальную модель распределения в российские вузы для Министерства образования. В 2019 году они помогли компании выиграть нужное количество лотов, сэкономив суммарно два миллиарда рублей. Сотрудники Лаборатории совершают научные открытия, проводят стажировки и простым языком рассказывают о теории игр на открытых семинарах.

В своем выступлении в Комитете по экономической политике Александр Нестеров описал несколько ситуаций из сферы городского управления, решение которых можно улучшить при помощи инструментов теории игр. Одна из них — строительство автомагистралей. Александр Нестеров рассказал о парадоксе Браеса и привел в пример ситуацию с расширением дорожной инфраструктуры. После строительства новой магистрали трафик перестраивается и может сильно замедлиться. С помощью теории игр можно прогнозировать поведение людей и предлагать улучшения дорогостоящих проектов на этапе их планирования.

Другой пример — задача агрегирования мнений экспертов. В городском управлении часто происходят случаи, когда несколько человек не могут прийти к консенсусу. Например, когда несколько экспертов по десяти критериям выбирают, какой из двадцати проектов реализовать первым. Александр Нестеров отметил, что принять коллективное решение можно быстро и просто, применяя к конкретной ситуации подходящий метод теории игр. По мнению эксперта, если вовремя прибегнуть к научной экспертизе, можно не допустить ряд стратегических ошибок, сэкономить бюджет и время.

Алексей
Зырянов

Председатель Комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга

Александр
Нестеров

Заведующий Международной лабораторией теории игр и принятия решений НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Лаборатория теории игр и принятия решений — одно из первых международных научных подразделений НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, которое появилось в 2015 году. Сотрудники лаборатории занимаются созданием эффективных экономических механизмов с учетом ограниченной рациональности агентов и их практической реализацией.