— Как вы сами пришли к изучению визуальной истории и что исследуете сейчас?
— Первое образование, которое я получил, — филологическое. Меня интересовала художественная литература и поэтика художественного образа: как устроено то или иное стихотворение, почему оно такое? На эти и другие вопросы можно хорошо отвечать, используя семиотику. Чтобы лучше понять семиотическую традицию, я поступил в магистратуру Европейского университета на факультет истории искусства, программа которого во многом опиралась на традицию тартуско-московской школы. В определенной степени я разобрался с понятиями, которые нам нужны для анализа изображения, вербальных текстов, кинотекста, и мог объяснять не то, почему это «красиво», а как это работает. Потом мне стало интересно, как конструируется знание, как явление обретает смысл. Иными словами, я заинтересовался репрезентацией как таковой, но в узкой специализации — в искусстве. Так проявилось мое увлечение визуальной культурой.
Если говорить глобально, то мой интерес к истории искусства возник давно. В 2016 году я защитил диссертацию, посвященную истории американского искусства в Советском Союзе. Меня интересовало, как одни и те же работы американских художников могли получать совершенно противоположные оценки, когда они экспонировались в Америке и в Советском Союзе. Этот феномен меня поразил. Теперь считаю эту тему для себя завершенной. Должна выйти книга, которая станет итогом моей многолетней работы.
Сейчас мои интересы больше сместились в сферу, связанную непосредственно с визуальной историей. В данный момент я занимаюсь иконографией альпинизма. Представьте, что вы узнали о человеке, который взошел на вершину горы. Какой образ придет вам в голову? Скорее всего это будет человек, опирающийся одной ногой на скалу или камень, его рука, возможно, будет поднята в триумфаторском жесте. В этом образе для нас есть быстро считываемое послание: человек покорил вершину. Если мы посмотрим, как изображали тех, кто восходил на горы, то заметим, что этот образ не всегда обозначал триумф. Сейчас меня интересует, как в европейской культуре отражены образы тех, кто поднимался на высоту. Эта тема тоже имеет отношение к визуальной истории, потому что само восхождение — часто событие историческое.
— Что вы порекомендуете прочесть тем, кому интересна визуальная история?
— Есть подборка книг, которая поможет разобраться с очень базовыми вещами. У Сергея Даниэля, известного искусствоведа и художника, есть книга «Искусство видеть», очень ее рекомендую. Прекрасный текст, который на доступном языке объясняет основные принципы изобразительного искусства. Эта книга дает вводные материалы и показывает, как читать картину.
Вторая рекомендация — тоже классика известного искусствоведа Эрнста Гомбриха «История искусства». Это хорошо иллюстрированная и написанная книга, в которой искусство подразделено на основные периоды, чтобы читатель мог ориентироваться и примерно понимать, чем отличается барокко от импрессионизма, и знать больше об этих периодах. Мои курсы обычно называются не «История искусства», а «Истории искусства», потому что истории разные. Книга Гомбриха — это одна из историй искусства.