Попечительский
совет

Ученые НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург выяснили, какие компании получают больший эффект от внедрения ИИ

НИУ ВШЭ
Санкт-Петербург
14 Мая

Ученые НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург выяснили, какие компании получают больший эффект от внедрения ИИ

Как искусственный интеллект меняет процессы принятия стратегических решений в бизнесе? Способен ли ИИ повысить устойчивость компаний в кризисных условиях? Какие предприятия получают максимальную выгоду от внедрения интеллектуальных технологий? На эти и другие вопросы ищут ответы исследователи Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург под руководством профессора Галины Широковой.

Внедрение искусственного интеллекта в работу компаний становится важным фактором в мировой конкуренции и сохранении технологической независимости страны. Как отмечает директор Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург профессор Галина Широкова, ИИ трансформирует подходы к управлению и процессы принятия решений. По ее мнению, одной из важных задач сегодня является развитие человеческого капитала и подготовка руководителей, способных эффективно применять эти технологии.

Как именно бизнес использует ИИ?

Галина Широкова объясняет, что бизнес использует искусственный интеллект уже около десяти лет. Причем речь в основном не о популярных генеративных моделях вроде ChatGPT.

«Для бизнеса основное применение ИИ — это повышение эффективности операций и бизнес-процессов внутри компании. Среди конкретных примеров: персонализация клиентского опыта на основе анализа предпочтений потребителей, оптимизация рабочих процессов, создание контента, аутентификация пользователей, автоматизация финансовой отчетности и контроль качества. По моим наблюдениям, в государственных структурах ИИ внедряется даже активнее, чем в бизнесе, — например, Федеральная налоговая служба активно использует эти технологии. Также все шире применяется базовая электронная консультация клиентов — вместо живого сотрудника первичную помощь оказывают виртуальные ассистенты».

В финансовом секторе искусственный интеллект уже используется для поддержки принятия инвестиционных решений. Галина Широкова приводит пример частного банка в Дубае, где «искусственный интеллект анализирует информацию в интернете ночью, перерабатывает ее и предоставляет менеджерам рекомендации по инвестированию для корпоративных клиентов».

При этом эксперт предостерегает от бездумного внедрения ИИ: «Цель внедрения искусственного интеллекта должна быть направлена на повышение эффективности деятельности организации, а не просто для создания видимости технологичности».

Что дает бизнесу ИИ?

Центр стратегического предпринимательства с 2014 года регулярно проводит репрезентативные опросы российских компаний малого и среднего бизнеса. «Мы берем всю популяцию зарегистрированных фирм в России — около пяти миллионов — и формируем случайным образом выборку. В итоге получаем почти 600 заполненных анкет, что позволяет делать обоснованные выводы», — объясняет методологию Галина Широкова.

В 2024 году в регулярный опрос предприятий впервые была включена шкала использования искусственного интеллекта. Центр стратегического предпринимательства уже получил первые результаты о применении ИИ в российских компаниях малого и среднего бизнеса.

Одно из исследований, проведенное на выборке из 315 генеральных директоров, показало, что искусственный интеллект может влиять на устойчивость бизнеса в кризисные периоды. «Мы выяснили, что чем более предпринимательски ориентированный руководитель, тем более фирма устойчива к периоду кризиса. Такой руководитель обладает склонностью к инновационности, то есть способностью формировать и принимать новые идеи, проявляет проактивное поведение и готовность к обоснованному риску. Именно эти качества помогают компаниям лучше справляться с кризисными ситуациями, а использование искусственного интеллекта значительно усиливает этот эффект», — отмечает профессор Галина Широкова. Такая взаимосвязь показывает, что инвестиции в ИИ-решения могут иметь прямой экономический эффект для компаний различного масштаба.

Кроме того, команда Центра стратегического предпринимательства проводит глубинные интервью для получения комплексной картины происходящих процессов. Важный методологический элемент исследования — лонгитюдный подход: ученые наблюдают за одними и теми же компаниями на протяжении длительного времени. Такой подход дает возможность не только фиксировать текущее состояние внедрения ИИ, но и анализировать, как меняются показатели эффективности бизнеса после внедрения технологий.

Галина
Широкова

Директор Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, профессор

Риски и возможности: как не попасть в ловушку ИИ

Одним из рисков внедрения искусственного интеллекта, по мнению профессора, является возможная потеря компетенций у сотрудников. «Есть угроза, что сотрудники станут слишком сильно доверять ИИ и перестанут развивать свои навыки. Мы видим это, например, в программировании, где джуниор-разработчиков заменяют нейросети, выполняющие базовые задачи», — предупреждает Галина Широкова.

Однако профессор убеждена, что ответственность за этот риск лежит на руководителях. «Если в вашей компании люди перестают развиваться или совершают ошибки, виноват всегда руководитель. Либо вы наняли не того человека, либо не обучили его, либо не выстроили систему мотивации и корпоративную культуру правильно», — считает исследователь.

На основании результатов исследований Центра Галина Широкова дает рекомендации предпринимателям по внедрению искусственного интеллекта:

«Первое — это целесообразность. Внедрение ИИ должно быть направлено на повышение эффективности деятельности организации, а не просто потому, что это модно. Нужно четко понимать, как именно ИИ повлияет на ваш бизнес — повысит качество продукции, снизит издержки или приведет к росту прибыли... Второе — прозрачность. Вокруг искусственного интеллекта все еще много мифов и стереотипов. Поэтому, если руководитель непрозрачно использует ИИ для принятия стратегических решений, сотрудники могут перестать доверять руководству. И третье — это адаптация к культурным особенностям. Недавнее исследование показало, что у славянских народов ИИ ассоциируется с технологиями, у китайцев и японцев — с мудростью, у немцев — с политикой и экспансией. Это нужно учитывать при внедрении».

Центр стратегического предпринимательства: исследования мирового уровня на российских данных

Результаты исследований Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург публикуются в ведущих международных научных журналах. «В этом году меня пригласили принять участие в панельной дискуссии на ежегодной конференции Академии менеджмента в качестве ученого, который успешно развивает науку в незападном контексте. Академия менеджмента объединяет десятки тысяч ученых в области менеджмента и является одной из самых престижных международных организаций в области управленческих наук. Это признание того, что мы делаем науку мирового уровня», — отмечает Галина Широкова.

Недавно команда Центра стратегического предпринимательства НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург подала совместную заявку на грант Российского научного фонда с китайскими коллегами. Коллаборация началась с неформального академического знакомства.

«Во время поездки в Чикаго на конференцию Академии менеджмента я познакомилась с китайскими коллегами, которые также занимаются вопросами стратегического предпринимательства. Мы обнаружили, что посещаем одни и те же секции, работаем над схожими темами и у нас даже есть общий соавтор из США. Мы сразу обсудили возможность совместных публикаций, и вот сейчас они предложили подать заявку на международный конкурс РНФ, посвященную искусственному интеллекту и стратегическому предпринимательству», — рассказывает Галина Широкова.

Международная заявка, которую подготовили команды НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Tianjin University, сфокусирована на теме «Стратегическое лидерство, человеческий капитал и предпринимательская деятельность на основе искусственного интеллекта в Китае и России». Исследование планирует изучить, как интеграция искусственного интеллекта трансформирует поведение стратегических лидеров, их когнитивные структуры, процессы принятия решений и модели управления.

«Китайские коллеги предложили проводить не только опросы и интервью, но и поведенческие эксперименты с использованием электроэнцефалографии и айстрекинга, чтобы получить более глубокое понимание влияния искусственного интеллекта на мозговую деятельность руководителей. А в конце проекта мы планируем создать практический продукт в виде мобильного приложения, которое позволит внедрить результаты наших исследований в реальный бизнес. Это не просто фундаментальная наука — мы стремимся создать инструмент, который поможет руководителям эффективнее использовать ИИ в управлении», — заключает Галина Широкова.