Попечительский
совет

«Теперь нам с этим жить»: как прорывные технологии меняют образование

НИУ ВШЭ
Санкт-Петербург
16 Ноября

«Теперь нам с этим жить»: как прорывные технологии меняют образование

© yace.yandex.ru/

Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и другие представители университета приняли участие в четвертой конференции о людях и технологиях в образовании Yet another Conference on Education (YaC/e-2023), организованной «Яндексом» совместно с Томским госуниверситетом. На конференции обсуждались различные аспекты применения в обучении искусственного интеллекта и других прорывных технологий, а также вопросы выбора профессионального пути и взаимодействия университетов с работодателями.

YaC/e-2023 состоялась 15 ноября в онлайн-формате. В программу были включены более 30 дискуссий по актуальным проблемам современного образования. Вели конференцию Андрей Себрант, директор по стратегическому маркетингу «Яндекса», и Дарья Маслова, руководитель направления «Онлайн-обучение» Института дистанционного образования Томского госуниверситета.

Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов и заведующий Центром анализа данных и машинного обучения НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, руководитель программ развития искусственного интеллекта в ПАО «Газпром нефть» Алексей Шпильман обсудили тему «Нейросети в образовании: ожидания и опасения». В роли модератора выступил директор по развитию технологий искусственного интеллекта в «Яндексе» Александр Крайнов.

Появление искусственного интеллекта Ярослав Кузьминов сравнил с появлением печатной книги, а Алексей Шпильман — с появлением интернета.

По оценке научного руководителя НИУ ВШЭ, проблема доступа к знанию уже решена благодаря массовым онлайн-курсам, и такие курсы ведущих университетов мира лучше, чем живые лекции. А искусственный интеллект может быть ментором учащегося по базовым моментам.

Ярослав Кузьминов считает, что сейчас у преподавателя хватает времени на содержательное взаимодействие лишь с ядром класса, а остальные ученики остаются на периферии, чувствуют себя недооцененными и становятся образовательно неуспешными.

В других дискуссиях, состоявшихся на конференции, приняли и декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ Иван Аржанцев.

Евгений Терентьев заявил, что новая реальность — это вызов для преподавания и системы оценивания.

По мнению директора института, искусственный интеллект хуже справляется с задачами, которые нацелены на развитие навыков более высокого порядка. Он выдает информацию на основе уже имеющихся сведений, а с продуцированием нового знания справляется хуже, потому что не обладает креативностью, и университету нужно играть именно на этой поляне. Ведь у студентов есть запрос не только на знания, но и на активное вовлечение во внеучебную деятельность, а это гораздо более продуктивный способ развития навыков, универсальных компетенций, чем аудиторные форматы.

В свою очередь Иван Аржанцев констатировал наличие двух диаметрально противоположных точек зрения на появление нейросетей.

По его мнению, распространение нейросетей не повлияет на востребованность студентов ФКН: можно ожидать, что искусственный интеллект заменит человека разве что в том программировании, которое не требует высокой квалификации.

Как и другие спикеры, он обратил внимание на изменения в учебном процессе, происходящие в связи с использованием студентами ChatGPT.

Одним из возможных способов решения проблемы Иван Аржанцев назвал переход к устным экзаменам. Преподавая алгебру, сам он предпочитает именно такой формат проверки знаний.

Ярослав
Кузьминов

Научный руководитель НИУ ВШЭ, заведующий Центром анализа данных и машинного обучения НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Алексей
Шпильман

Руководитель программ развития искусственного интеллекта в ПАО «Газпром нефть» , научный руководитель ассоциации "Искусственный интеллект в промышленности" заведующий центром анализа данных и машинного обучения НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Евгений
Терентьев

Директор Института образования НИУ ВШЭ

Иван
Аржанцев

Декан факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ

В YaC/e-2023 приняли участие представители студенчества. Гостями ведущих конференции в студии стали Лера Коровина и Нарек Абрамян — студенты Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ. Нарек является амбассадором «Яндекса», то есть рассказывает об этой компании студентам и помогает им попасть туда на стажировку, а Лера проходит стажировку в «Яндекс.Погоде» в должности менеджера продукта.

Ребята поделились впечатлениями от учебы, работы, студенческой жизни и рассказали, как находить между ними баланс. По оценке Леры, очных пар, которые студент обязан посещать в университете, становится меньше, внеаудиторной работы — больше, а основной частью учебы являются проекты. Их можно выполнять в любое время (и это облегчает совмещение работы и учебы), их предлагают студентам как преподаватели, так и представители компаний, которые реально включаются в учебный процесс. «Университеты как будто становятся гибче», — заключила студентка.