Попечительский
совет

«Такой опыт больше нигде не приобретешь»: завершилась Школа по практическому программированию и анализу данных

НИУ ВШЭ
Санкт-Петербург
21 Мая

«Такой опыт больше нигде не приобретешь»: завершилась Школа по практическому программированию и анализу данных

© Фото НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

В мае в «Кочубей-центре» состоялся заключительный этап Школы по практическому программированию и анализу данных. Его организовала Школа физико-математических и компьютерных наук при поддержке VK и других партнеров. В проекте приняли участие 49 школьников из 20 городов России — от Петербурга до Тюмени. Первое место заняла команда, работавшая под руководством Лаборатории естественного языка ВШЭ-Яндекс: конкурсанты создали бота для распознавания психических отклонений.

Первый этап Школы по практическому программированию и анализу данных прошел в феврале в онлайн-формате. На участие в нем зарегистрировались около 500 человек. В течение пяти дней школьники слушали лекции и решали задачи от преподавателей Питерской Вышки и экспертов из крупных IT-компаний: VK, «Сбер», «Тинькофф», «1С», BIOCAD и YADRO. По итогам первого этапа самые активные старшеклассники получили два дополнительных балла, которые можно использовать для поступления на программы Школы физико-математических и компьютерных наук.

Второй этап проекта проводился с 6 по 11 мая в «Кочубей-центре» Питерской Вышки. Участники слушали лекции по машинному обучению и промышленному программированию, а также занимались проектами от компаний-партнеров и научных лабораторий Питерской Вышки. Задачи для конкурсантов предоставили VK, BIOCAD, Yadro, «Тинькофф», «Сбер», «Альфа-Банк» и Лаборатория естественного языка ВШЭ-Яндекс. Разделившись на 10 команд, работу над проектами вели 49 старшеклассников из разных городов России.

Генеральным партнером Школы по практическому программированию и анализу данных стала компания VK. Для финального этапа VK предложила создать алгоритм, который позволил бы определять и оценивать эстетическую привлекательность изображений в соцсети. Решение этой задачи позволит улучшить качество рекомендаций отдельных продуктов экосистемы компании.

Первое место по итогам состязаний заняла команда, которая работала над проектом Лаборатории естественного языка ВШЭ-Яндекс и Лаборатории социальной и когнитивной информатики. Победителями стали Артем Гуйван, Никита Исаенко, Анна Матюк, Егор Рождественский, Мария Ширкунова и Артем Селезнев. На основе данных из нескольких баз участники создали Telegram-бота, который анализирует психическое здоровье по присланному тексту и дает рекомендации о том, как психологически поддержать себя. Участники посчитали, что такой проект может быть перспективным для регионов, где психологическая помощь пока менее доступна. Также они подчеркнули, что рекомендации бота не являются окончательными: чтобы подтвердить диагноз, необходимо обращаться к врачу.

Один из победителей — Артем Гуйван из Великого Новгорода — участвует в Школе уже во второй раз. В прошлом году его команда не вошла в тройку лидеров, а в этом году завоевала не только первое место, но и приз зрительских симпатий. «Я очень рад, что наша команда победила. Впрочем, если бы выиграл кто-то другой, я бы не расстроился», — поделился старшеклассник. «Мне нравится не гонка, а сам процесс — даже ошибки, которые мы допускали. И ребята здесь собрались потрясающие, мы здорово провели время».

На второе место вышла команда под руководством компании BIOCAD, в партнерстве с которой реализуется магистерская программа «Вычислительная биология и биоинформатика». Старшеклассники проводили анализ гистологических изображений при помощи компьютерного зрения: это помогало оценить структуру и размер внутренних органов. Если автоматизировать анализ гистологии, можно сократить трудозатраты сотрудников компании в два раза. Ментором для команды стала Ксения Балабаева, Data Scientist в компании BIOCAD и выпускница Школы физико-математических и компьютерных наук. В прошлом году команда, которую она курировала, также показала высокие результаты и заняла первое место.

Третье место заняла команда под руководством VK, которая создавала программу, способную оценить привлекательность картинки. На четвертое место вышла команда с проектом «оптической» рации, для которого нужно было установить лазерную связь между двумя компьютерами и обеспечить устойчивую передачу данных. Куратором команды выступила российская IT-компания Yadro.

Помимо лектория и работы над проектами, участников ждала развлекательная программа: экскурсия в Екатерининский дворец, настольные игры и конкурс на лучший влог. Одним из лучших был признан блог Варвары Басковой: она приехала из Тюмени, чтобы поучаствовать в заключительном этапе Школы. «Нам важно, чтобы участники Школы не только получали новые знания и проектный опыт, но и активно знакомились между собой, образовывали сообщество людей со схожими интересами. По личному опыту мы видим, что ребята не теряют связь друг с другом и после Школы. Это правда важно: и для соревнований, и для поступления, и для будущей работы, да и в целом для жизни», — говорит Михаил Мухин, декан Школы физико-математических и компьютерных наук.

Михаил Сергеевич
Мухин

Декан факультета Санкт-Петербургская школа физико-математических и компьютерных наук

Александр
Швец

Директор по информационным технологиям «ВКонтакте»

Ксения
Балабаева

Data Scientist в компании BIOCAD

Валерия
Чунихина

11-й класс, СУНЦ УрФУ

Варвара
Баскова

Тюмень, 16-я гимназия

Все участники остались довольны соревнованиями. Некоторые из них заинтересовались бакалаврскими программами Питерской Вышки. Например, десятиклассник петербургского лицея ФТШ Антон Тагиев задумался о поступлении на «Прикладной анализ данных и искусственный интеллект». «Мне кажется, что проекты в таком возрасте — это классный способ окунуться в среду, максимально приближенную к реальной промышленной разработке. И такие школы могут стать большим стимулом и мотивацией двигаться дальше», — отметил Антон. Обучением в Питерской Вышке заинтересовался и Артем Гуйван, сейчас он учится в 11-м классе.

По итогам соревнований лучшим участникам вручили подарки от «Альфа-Банка», «Тинькофф» и Питерской Вышки. Авторы самых заметных работ также получат дополнительные баллы для поступления на программы Школы физико-математических и компьютерных наук. Победителям полагается восемь баллов, призерам — шесть. С первым этапом полученные баллы не суммируются.

Школа по практическому программированию и анализу данных для старшеклассников проходит ежегодно. Она знакомит участников с проектным подходом к обучению и позволяет пополнить портфолио. Подробнее об этом и других мероприятиях факультета можно прочесть на сайте.