Студенты Питерской Вышки приняли участие в Летней школе в Университете UPES в Индии
Санкт-Петербург
Студенты Питерской Вышки приняли участие в Летней школе в Университете UPES в Индии
В Университете UPES (Индия) прошла международная студенческая Летняя школа. Питерскую Вышку представили студенты программы «Политология и мировая политика». О том, как прошла поездка, чему научила и какие впечатления оставила, — в нашем материале.
Летняя школа UPES стала продолжением сотрудничества между университетом UPES и НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. В начале прошлого года в UPES проходила Зимняя школа «Business and Governance in India», в которой принимали участие студенты-социологи. Проект Летней школы был разработан в конце 2024 года и реализован в апреле 2025. Студенты и преподаватели обменялись взглядами на функционирование российской и индийской партийных и электоральных систем.
Академический руководитель образовательной программы «Политология и мировая политика» Алексей Сорбалэ отмечает важность подобных мероприятий: «Я считаю этот опыт уникальным, поскольку спикерами школы были профессионалы, которые на ежедневной основе работают с электоральными базами, проводят интервью с депутатами, министрами и прочими стейкхолдерами, оценивают материальные и нематериальные ресурсы ведущих политических сил Индии. Общение и обмен мнениями с людьми такого уровня — это самый высокий уровень экспертизы, который можно получить по интересующей тематике.
Сразу после проведения школы мы узнали радостную новость: проект Международной лаборатории, которую мы запустили вместе с UPES, был поддержан Высшей школой экономики на ближайшие три года. А это значит, что будущие школы обязательно состоятся и привлекут еще больше заинтересованных участников».
Участники Летней школы изучили особенности как российской, так и индийской политики и даже попробовали свои силы в сравнительных исследованиях.
«Мы занимались российскими и индийскими электоральными исследованиями. Мы разбирались как в формальных вопросах, таких как партийные системы, эволюция институтов, так и в вопросах символизма. Отдельный блок занятий был уделен сравнению российской и индийской систем, а также истории отношений двух стран. Кроме нас и индийских студентов, в школе также участвовали студенты из Франции, приехавшие в UPES по программе мобильности. Было приятно находиться в дружелюбной и интернациональной атмосфере», — отмечает студент 3-го курса Владислав Овчаренко.
Участники Летней школы смогли не только погрузиться в политическую жизнь Индии, но и развить свои социальные навыки, а также получше узнать культуру этой страны.
«Мне понравилось то, что я стал более социально раскрепощенным человеком. Теперь нет никакой проблемы с коммуникацией с незнакомыми людьми на улице. В Индии немножко другое отношение к собственному частному пространству, ты быстро к этому привыкаешь и начинаешь так же легко с ними общаться, обниматься, фотографироваться», — делится студент 4-го курса Илья Дуев.
«Доступность цен — первое, с чем сталкивается турист с бытовой точки зрения (очень вкусный кофе на кампусе за 50 рупий как пример); туристические достопримечательности тоже оставляют яркое впечатление (в Ришикеше, помимо реки Ганг, как часть туристической программы был посещен праздник Ганга Аарти — красивое ритуальное зрелище как по мне). Да и вообще впечатлений море», — делится студент 2-го курса Глеб Жестоков.
«Слышишь бесконечное многообразие языков, однако страна существует как единая нация. Видишь прогрессивную молодежь, которая одновременно сохраняет культурные и религиозные традиции. И что самое интересное мне как политологу: несмотря неравенство и почти четверть безграмотного населения, Индия смогла стать достаточно успешно функционирующей демократией с честными выборами.
Именно эти противоречия делают Индию интересной и помогают посмотреть на многие вещи с новой и незападной перспективы. Это позволяет обогатиться интеллектуально и культурно, общаясь как с экспертами, так и с простыми людьми», — делится впечатлениями студент 4-го курса Дмитрий Семичев.

«Веселых моментов было множество, потому что я путешествовал и учился со своими друзьями с программы «Политология и мировая политика», которым хочу сказать отдельное спасибо. По вечерам мы исследовали ближайший город Дехрадун, где питались индийской кухней (хоть она иногда и доводила нас до слез) и духовностью индуистских, буддистских и сикхских храмов. А еще мы посмотрели на священную реку Ганг в городе Ришикеш и поднялись на два километра в Гималаи. Индия однозначно впечатляет: страна полна неожиданностей», — рассказывает Дмитрий Семичев.

«Крайне полезным будет заранее ознакомиться с базовой литературой по тематике Летней школы, особенно если она посвящена конкретному региону. Базовая подготовка в вопросах контекста и истории поможет сориентироваться во время дискуссии и задать спикерам наиболее качественные вопросы. Я бы также посоветовал обратиться к работам наиболее известных местных исследователей — например, Ашутоша Варшни. Это поможет найти общий язык в обсуждении природы индийской демократии и понять местную политическую среду», — говорит Владислав Овчаренко.
«Хочу пожелать всем участвовать в школах Вышки в Индии и других странах, потому что такую возможность нельзя упускать. Студенческие годы бегут быстрее, чем это может показаться, и когда вы еще успеете узнать столько нового и увидеть совершенно другую жизнь со своими друзьями и преподавателями? Дерзайте и хватайте любую возможность за хвост, будто бы так и надо жить», — резюмирует Дмитрий Семичев.