«Создано без ИИ» станет новым люксом: в НИУ ВШЭ обсудили, как искусственный интеллект меняет творчество и медиа
Санкт-Петербург
«Создано без ИИ» станет новым люксом: в НИУ ВШЭ обсудили, как искусственный интеллект меняет творчество и медиа
Искусственный интеллект меняет традиционное понятие об искусстве, созидании и даже реальности. Как отличить факт от фейка, можно ли считать ИИ автором произведений в медиа и причем здесь шизофрения — обсудили эксперты на традиционном семинаре «Современные медиа: структура и эффекты».
31 марта кандидат исторических наук Растям Алиев из Лаборатории критической теории культуры выступил с лекцией «Человек и медиа в эпоху метасимулякров». Он исследовал, как генеративный ИИ трансформирует понятия авторства, творчества и реальности в цифровую эпоху.
Генеративные модели, такие как ChatGPT и Midjourney, производят «метасимулякры» — символы, которые приобретают значение в цифровом пространстве. Как отметил Растям Алиев, эти алгоритмы не имитируют реальность, а создают новую, где образы и тексты существуют по законам кода. Спикер вспомнил скандал с телефонами Xiaomi, которые дорисовывали Луну на фотографиях и выдавали алгоритмическую иллюзию за правду.
Раньше классическое понимание творчества основывалось на вдохновении и уникальном видении художника. Сейчас создание произведения стало совместным процессом человека и алгоритма. «Искусственный интеллект — это чуть больше, чем кисть художника. Он тоже вмешивается в произведение, влияя на его форму и содержание», — говорит Растям Алиев. Цифровые художники применяют нейросети для создания изображений. Однако человек все равно сохраняет авторство за собой, потому что отвечает за конечный результат. Но возникает вопрос: если ИИ просто комбинирует готовые элементы — как Midjourney, который использует фрагменты чужих работ, — можно ли назвать это искусством?
Спикер также провел параллель между работой ИИ и шизофренией: алгоритмы, как и психика больного, склонны к «галлюцинациям» — уверенным, но ложным ответам. Например, ChatGPT может сочинить цитаты несуществующих авторов, а языковые модели выстраивают ассоциативные связи, не проверяя их достоверность. Это связано с их обучением на огромных массивах данных. Нейросети важнее выдать похожую на эту базу информацию, чем убедиться в ее истинности.
«ИИ всегда уверен в своих ответах, даже когда ошибается. Это делает его похожим на шизофреника», — пояснил спикер. Он отметил, что в экспериментах ИИ, запрограммированный «вести себя как шизофреник» — делать неожиданные ассоциативные скачки — иногда демонстрировал более творческие решения задач. Эта аналогия, по мнению Алиева, помогает понять фундаментальное отличие человеческого и искусственного интеллекта: способность к осознанному сомнению и выходу за рамки алгоритмических шаблонов.
В завершение встречи развернулась оживленная дискуссия. В ней приняли участие кандидат филологических наук, главный редактор научного журнала «Меди@льманах», ведущий научный сотрудник кафедры теории и экономики СМИ, заместитель декана факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, доцент Российской академии образования Денис Дунас, кандидат философских наук и ученый секретарь Центра медиафилософии Института философии СПбГУ Константин Очеретяный, а также доцент кафедры философии НИУ ВШЭ Богдан Фауль. Они уточнили, что технологии всегда меняли искусство, а вклад ИИ в творчество довольно преувеличен. Обсуждение показало, что технологический прогресс опережает развитие этических и правовых норм в сфере искусства и медиа.
Семинар «Современные медиа: структура и эффекты» — ежемесячное мероприятие для исследователей медиапространства из различных отраслей научного знания. В рамках встреч проводятся регулярные дискуссии, на которых докладчики из Высшей школы экономики и приглашенные гости университета с научной и практической точек зрения обсуждают современную медиакоммуникационную среду. Научные руководители семинара — директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая и профессор департамента медиа Сергей Вартанов.
Тышецкая
Директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Член Учёного совета НИУ ВШЭ
Интернет перестал быть новым каналом для медиа — теперь это отдельная реальность, которая меняет саму природу журналистики. В мире цифровых платформ правила игры определяют алгоритмы и пользовательский контент.
До сих пор в науке мало изучен вопрос: что остается от личности создателя в журналистском тексте, где главными ценностями всегда были объективность и информативность? Где границы авторского стиля в новостном потоке? Теперь все еще сложнее — мы работаем в соавторстве с искусственным интеллектом.
Алиев
Научный сотрудник Лаборатории критической теории культуры
Мы вступаем в эпоху, где «алгоритмическая шизофрения» — не метафора, а системная угроза. Но если человек может усомниться, то машина продолжает настаивать на ложном — даже когда ей указывают на ошибку. Это создает парадокс: чем совершеннее ИИ, тем опаснее его «творчество». При этом мы как общество еще не выработали «иммунитет» к такой информации. Скоро возникнет запрос на «цифровую аскезу» — я не удивлюсь, если через десять лет продукты с маркировкой «создано без ИИ» станут новым люксом, как сегодня органическая еда. Но проблема глубже: когда алгоритмы начнут генерировать не отдельные фейки, а целые альтернативные реальности, нам потребуется новая эпистемология — наука о том, как отличать истину в мире, где все правдоподобно и ничего не истинно.