Попечительский
совет

Сотрудничество с компаниями-партнерами и сильная подготовка по аналитике — главные преимущества ШЭМ

НИУ ВШЭ
Санкт-Петербург
15 Марта

Сотрудничество с компаниями-партнерами и сильная подготовка по аналитике — главные преимущества ШЭМ

© НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Студенты бакалаврских программ Школы экономики и менеджмента с первого курса не только углубленно изучают математику и аналитику, но и участвуют в проектах крупного и среднего бизнеса. Благодаря сильной теоретической подготовке и постоянной практике выпускники факультета находят работу в ведущих компаниях страны: «Газпром нефть», BIOCAD, «Тинькофф», VK, «Самокат», «Лента» и других. Как факультет ориентируется на бизнес в науке и образовании и что предлагает более мотивированным студентам — разбираемся вместе с заместителем декана факультета Татьяной Лезиной.

Сильная подготовка по математике и аналитике

На всех бакалаврских программах Школы экономики и менеджмента студенты не менее года изучают математику. Для экономического и управленческого образования это скорее исключение, чем правило. Затем ребята погружаются в мир аналитики данных: изучают MS Excel, учатся программировать на Python и R, по желанию — и на SQL. На некоторых программах в учебном плане есть обязательный курс по созданию аналитических дашбордов в системах BI, на других программах его можно выбрать самому. С этого года все студенты бакалавриата будут изучать курсы по искусственному интеллекту и генеративным моделям.

Для олимпиадников и студентов, мотивированных глубоко изучать дополнительные дисциплины, шесть лет назад на факультете была создана группа повышенной академической нагрузки. Дополнительные занятия в этой группе ведут совместно преподаватели факультета ШЭМ и других факультетов кампуса, сотрудники «Международной лаборатории теории игр и принятии решений» и «Центра теории рынков и пространственной экономики», представители компаний. Благодаря опытным наставникам увлеченные исследованиями студенты получают возможность участвовать в международных научных проектах и бизнес-проектах различных компаний.

Примером того, как междисциплинарная подготовка помогает в развитии карьеры, может стать личная история Александра Сенаторова, выпускника программы «Экономика» 2022 года. Александр попал на стажировку маркетинговым аналитиком в Ozon еще на третьем курсе, после чего его пригласили сотрудником в штат. Но спустя два года он решил сменить сферу, и ему легко это удалось: почти сразу он устроился продуктовым аналитиком в «Тинькофф».

Более 100 крупных партнеров из бизнеса

Факультет сотрудничает более чем со 100 компаниями, в их числе «Сбер», Setl Group, Tele2, «Герофарм», «Воздушные Ворота Северной Столицы», Александринский театр и другие. Для многих из них студенты выполняют проекты с первого курса, что повышает востребованность будущих выпускников на рынке труда. Например, в прошлом году первокурсники бакалавриата проводили SWOT-анализ для 18 компаний, среди них VK, Ozon, «Тинькофф» и «Газпром».

Студентам старших курсов крупные компании предлагают сотрудничество в формате консалтинговых проектов: выпускники пишут курсовые и дипломные работы, в которых решают актуальные бизнес-задачи компаний. В этом году выпускники проводят исследования по заказу «Ленты» и «Рив Гош». Интересы у торговых сетей схожи: проанализировать, как увеличить продажи той или иной категории товаров, предложить стратегию вывода нового продукта на рынок или посчитать, как система скидок повлияет на выручку компании.

Некоторые работы студенты выполняют по заказу строительных холдингов. В ходе сотрудничества студенты разработали модели прогнозирования цен на недвижимость, которые застройщик теперь использует на практике. Выполнение таких работ формирует у студентов креативное мышление и навыки работы в команде, необходимые предпринимателям.

Еще один важный формат сотрудничества с партнерами — это мастер-классы. Например, недавно для студентов третьего курса группы ПАН компания PIX Robotics провела два мастер-класса: «Российский рынок BI: текущие реалии и перспективы. Знакомство с PIX BI» и «PIX Process Mining». Компания предоставила ребятам доступ к своим стендам для того, чтобы они могли решить поставленные на мастер-классе задачи.

Особенно актуально сотрудничество с потенциальным работодателем для магистрантов. В прошлом году студенты программы «Аналитика в бизнесе и экономике» выполняли проекты по заказу «Ленты»: ребята занимались клиентской аналитикой и ценовыми исследованиями, анализировали онлайн-продажи маркетплейсов и изучали ассортимент конкурентов. Магистранты программы «Менеджмент в индустрии впечатлений» участвуют в проектах в сфере искусства совместно с культурными институциями: с ГМЗ Царское Село — проект «Цветущий дворец», конференция о креативных индустриях CIBA на Новой сцене Александринского театра и интеллектуальный марафон PROВОСТОК для Государственного Эрмитажа.

Магистранты-финансисты сотрудничали с «Росбанком», международным аэропортом «Пулково», группой компаний «Свеза» и другими. А магистранты-логисты выполняли проекты по заданиям компаний «АЛЕРС РУС», «Телекоммуникационная компания «Конвей Плюс», группы компаний «Свеза».

«Аналитика в экономике» — это модернизированная версия программы «Экономика», на которой сделан еще больший акцент на инструментах анализа экономических данных. На программе «Управление бизнесом» у ребят будет возможность выбрать один из треков: «Управление компанией на основе данных» и «Управление цепями поставок и логистика». Программа задумана как практико-ориентированная и готовит менеджеров-аналитиков, способных принимать управленческие решения на основе данных компании. На направлении «Бизнес-информатика» будут готовить специалистов, понимающих процессы, происходящие в бизнесе, со знаниями и компетенциями в области информационных технологий по работе с данными. Программа запускается при поддержке партнеров: «КОРУС», «Газпром нефть», «1C», BIOCAD и DIS, представители которых участвуют в создании учебного плана программы.

Еще одно отличие ШЭМ — ключевые решения о развитии каждой образовательной программы факультета принимают сразу два коллектива. Первый — Академический совет, который есть на каждой программе бакалавриата и магистратуры. В него входят топ-менеджеры крупных компаний, в том числе «Сбер», Государственный Эрмитаж, «Озон», «Свеза», Торгово-промышленная палата и другие, всего — более 30 компаний из разных отраслей. Второй — совет факультета, состоящий из ключевых преподавателей ШЭМ с разными научными интересами и опытом. Ориентируясь на актуальные запросы рынка, члены Академических советов вместе с преподавателями формируют учебный план, корректируют программы дисциплин, проводят занятия для студентов и приглашают их на стажировки.

Наука с опорой на бизнес

На факультете функционирует четыре исследовательских центра, в каждом из которых могут заниматься научной работой и студенты:

— Международная лаборатория теории игр и принятия решений; — Центр теории рынков и пространственной экономики; — Центр стратегического предпринимательства; — Научная лаборатория исследований в области логистики.

Важно, что исследователи лабораторий ШЭМ вносят вклад в развитие мировой науки. Например, статья Ивана Самойленко, младшего научного сотрудника Международной лаборатории теории игр и принятия решений, в 2023 году была признана одной из самых цитируемых и опубликована в британском журнале Nature.

В 2023 году четыре ученых — Алексей Кондратьев, Галина Широкова, Сергей Коковин, Татьяна Журавлева — получили меганадбавку ВШЭ за большой вклад в международную научную репутацию НИУ ВШЭ.

Татьяна Андреевна
Лезина

Декан факультета Санкт-Петербургская школа экономики и менеджмента

Академическая мобильность

Студенты Вышки по-прежнему могут учиться по обмену в зарубежных университетах — сейчас факультет сотрудничает с вузами Турции, Китая, Японии, Южной Кореи, Италии и другими. Помимо этого, на магистерских программах «Менеджмент в индустрии впечатлений» и «Финансы» реализуются программы двух дипломов. Ее участники смогут получить сразу два диплома: Питерской Вышки и Università Cattolica del Sacro Cuore (Италия). Развиваются и новые направления международного сотрудничества: кампус активно строит отношения с лучшими вузами Индии, Латинской Америки и другими.

Яркая внеучебная жизнь

На факультете есть Актив ШЭМ — организация, которая объединяет талантливых и активных студентов. Они делают внеучебную жизнь яркой и насыщенной. Ребята помогают благотворительным фондам на Ярмарке ВолВШЭбников, кружатся в вальсе на балу, знакомятся с другими факультетами на «Мистер и Мисс»... И это только малая часть того, что есть на факультете!

Школа экономики и менеджмента приглашает всех абитуриентов познакомиться с бакалаврскими программами 23 марта. Академические руководители программ, преподаватели и студенты ответят на вопросы слушателей о поступлении, процессе обучения и карьерных перспективах. Гостей встречи также ждет лекция заместителя декана по набору абитуриентов Николая Телятникова. Он расскажет о реальных кейсах, в которых экономика и менеджмент применяются в обычной жизни.

Знакомство с бакалаврскими программами ШЭМ состоится в корпусе на Кантемировской ул., 3A, к.1. Для участия необходима регистрация.