«Рождение масштаба»: работа студентов Питерской Вышки — на всероссийской выставке архитектуры в «Экспоцентре» Москвы
Санкт-Петербург
«Рождение масштаба»: работа студентов Питерской Вышки — на всероссийской выставке архитектуры в «Экспоцентре» Москвы
До 1 августа в Национальном центре «Россия» будет работать выставка «Архитектура. Рождение масштаба». Ее главный куратор и архитектор — профессор Международной академии архитектуры, президент архитектурного благотворительного фонда им. Якова Чернихова и руководитель Новой архитектурной школы НИУ ВШЭ — Андрей Чернихов.
Выставка «Архитектура. Рождение масштаба» погружает в историю развития архитектурной и градостроительной мысли в России. Она рассказывает о проектах, концепциях и программах, которые меняли облик страны, трансформировали восприятие архитектуры и города.
Для экспозиции Школы дизайна НИУ ВШЭ в разделе выставки «Лаборатория архитектуры» была выбрана работа студентов 1-го курса профиля «Дизайн Среды» Питерской Вышки. Екатерина Бурцева, Дарья Гаврюшко и Юлия Ивлева переосмыслили композицию Якова Чернихова № 13 «Станция надземной дороги», создав силуэт моста, растворяющегося в перспективе. Интерпретация этой композиции — связь между прошлым и настоящим, между реальностью и фантазией.
«Пересмотрев множество работ Якова Чернихова, мы обратили внимание на «Станцию надземной дороги». Она привлекла нас своими четкими линиями, конструктивной формой и тем, что смогла объединить две противоположности — динамику и статику. Нам захотелось создать нечто масштабное, интерпретировать эту идею и раскрыть проект с другой стороны», — рассказывает Дарья Гаврюшко.
«Яков Чернихов внес огромный вклад в формирование современной архитектуры и во многом предсказал ее развитие на десятилетия вперед. Но, несмотря на это, большинство его работ так и остались на бумаге. Наш мост, выполненный из оргстекла, — это метафора бумажной архитектуры Чернихова. Зрители могут наблюдать лишь призрачный силуэт, который растворяется в перспективе», — продолжает Екатерина Бурцева.
«Самым сложным была диагональ (заключительная часть композиции). Нужно было придумать, как ее закрепить, чтобы она держалась, при этом передавая динамику», — дополняет Юлия Ивлева.
Арт-объект был сделан для выставки «Время Ч», посвященной творчеству Якова Чернихова. По словам студентов, признание работы и ее демонстрация в Национальном центре «Россия» — это дополнительный стимул продолжать заниматься дизайном.
«Для наших первокурсников — это колоссальный опыт успеха: видеть свою работу, выполненную в рамках арт-практики, на одной из важнейших выставочных площадок России в контексте столь значимого архитектурного события года, рядом с экспонатами из ведущих архитектурных музеев. Переезд Школы дизайна в здание Канатного цеха, построенного Яковым Черниховым в начале 1930-х годов, послужил мощным источником вдохновения для создания арт-объектов, основанных на его композициях. Как здесь не вспомнить крылатое выражение: «Мы создаем дома, а затем дома создают нас». Мы хотели вовлечь студентов в творческий процесс и предложили им сделать не традиционные архитектурные макеты, а собственные художественные интерпретации работ Чернихова», — комментирует Андрей Пунин, куратор профиля «Дизайн среды» Школы дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.
Выставка «Архитектура. Рождение масштаба» за два месяца работы уже получила тысячи позитивных отзывов, в том числе от первых лиц государства.
«Несколько недель назад я заглянул в книгу отзывов и среди множества восторженных комментариев нашел самый короткий и, пожалуй, самый исчерпывающий: «Выставка фантастическая! Я счастлив, что живу в этой стране». Думаю, это высшая награда для всех создателей выставки», — заключает Андрей Чернихов.
Подробное интервью про выставку «Архитектура. Рождение масштаба» с ее главным куратором и архитектором Андреем Черниховым будет опубликовано на сайте НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург в ближайшее время.

В 2025 году состоится первый набор на образовательную программу «Архитектура» в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Студенты будут учиться в историческом здании Канатного цеха завода «Красный гвоздильщик», построенного по проекту Якова Чернихова.
Чернихов
Руководитель Новой архитектурной школы НИУ ВШЭ
Макет «Архитектурный мираж» идеально вписался и в экспозицию Школы дизайна ВШЭ, и в концепцию всей выставки. Этот объект очень легкий, прозрачный и воздушный. Главное в нем — создаваемая атмосфера, которая идеально подошла для экспозиции, где мы представляем новую архитектурную школу. Прозрачная композиция из оргстекла — метафора, которая отражает и нашу надежду, и желание создать самую необычную и интересную архитектурную школу страны.