Попечительский
совет

«Партнерство на языке дизайна»: в Питерской Вышке открыли российско-индонезийскую выставку киноплакатов

НИУ ВШЭ
Санкт-Петербург
21 Мая

«Партнерство на языке дизайна»: в Питерской Вышке открыли российско-индонезийскую выставку киноплакатов

В рамках Международной партнерской недели в Канатном цехе открылась студенческая выставка победителей и финалистов международного конкурса плакатов, организованная Школой дизайна НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург совместно с Технологическим институтом Сепулух Нопембер (Индонезия). Дизайнеры и иллюстраторы двух стран создали альтернативные постеры для визуальных интерпретаций российских и индонезийских фильмов.

Решение о совместной выставке НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Технологического института Сепулух Нопембер (ITS) было принято на Международной партнерской неделе — 2024. Согласно договоренностям декан Школы дизайна Питерской Вышки Митя Харшак и академический руководитель дизайнерской магистратуры Ксения Малич посетили Индонезию в рамках международной недели дизайна Creabiz. Продолжением взаимодействия стал совместно разработанный формат конкурса постеров к фильмам. Лучшие работы представлены на выставке МПН-2025.

Открывая экспозицию, директор НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Анна Тышецкая отметила, что в основе любой коллаборации — заинтересованные люди.

«Технологический институт Сепулух Нопембер — наши близкие друзья. Эта выставка является отличным примером того, как выглядит по-настоящему надежное сотрудничество между двумя университетами. Когда с обеих сторон активные преподаватели, заинтересованные в создании образовательных проектов для студентов и установления доверительных отношений между партнерами. Мы делаем подобные выставки для будущих поколений. И я надеюсь, что в следующем году мы откроем новую выставку, объединяющую всех», — подчеркнула Анна Тышецкая.

Студентам из России и Индонезии необходимо было создать плакаты, отражающие суть фильмов страны-партнера. С индонезийской стороны это были фильмы ужасов, с нашей — уже ставшие классикой «Брат», «Ночной дозор», «Питер FM» и другие. По словам представителей жюри, конкурс вызвал ажиотаж среди студентов. Было подано более 350 заявок из двух университетов, а общее количество работ превысило тысячу, многие создавали достаточно объемные серии, включавшие в себя 6–8 постеров.

«Язык коммуникационного дизайна является трансграничным, понятным и доступным, вне зависимости от того, сколько километров лежит между нашими странами. Всегда интересно соприкасаться с другой культурой. Мне было сложно себе представить, что в Индонезии чрезвычайно развита индустрия фильмов-ужасов. Мы предложили коллегам из ITS картины, которые несут некий российский культурный код и представляют нашу страну. Эта выставка — тот маленький шаг, который, я надеюсь, приведет нас к более объемному сотрудничеству», — отмечает декан Школы дизайна Митя Харшак.

«Мы рады, что у нас есть такой партнер, как НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Наша коллаборация важна не только для университета, но и для страны, чтобы расширять связи между людьми. Через работы мы познаем друг друга, развиваем эмпатию и устанавливаем дружеские контакты. У нас уже есть проект по обмену студентами, международная мобильность. Также мы планируем продвигать совместные исследования, в планах — подписать соглашение о создании зеркальной лаборатории», — подчеркивает проректор по учебной и студенческой работе Технологического института Сепулух Нопембер Мухаммад Хатта.

© Ксения Степанец | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
© Ксения Степанец | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Студенты выполнили задачу, используя разнообразные стили и техники. В жюри конкурса вошли преподаватели обоих вузов, а также эксперты и дизайнеры международного уровня.

«Важно, что студенты предлагают свои идеи, а не просто следуют трендам, фэшн-стилю. Коммуникационный дизайн по сути имеет дело с информацией. Как председатель жюри, я выбирал оригинальные работы. Подобные форматы сотрудничества международного уровня — это потрясающе. Двигаться дальше можно, когда мы понимаем, что взаимодействие с партнерами — это ключ ко всему», — комментирует председатель жюри конкурса, дизайнер Фелипе Таборда.

© Ксения Степанец | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
© Ксения Степанец | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Победителями конкурса стали Полина Дубич от НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург и Ниса Ханифа от Института Сепулух Нопембер. Студенты поделились своими эмоциями:

«Я много читала про культуру и мифологию Индонезии, исторические детали, провела большое исследование. С первого момента, как узнала о конкурсе, мне было ясно, как будут выглядеть плакаты. Монументальные, черно-белые и силуэтные вещи. Сначала я работала мягкими материалами на бумаге, потом оформляла финальный вариант в digital-формате.

До конкурса я не видела индонезийское кино, поэтому с любопытством посмотрела все представленные фильмы. Они совсем другие, у всех разный почерк.

Мне было интересно погрузиться в искусство другой страны, посмотреть на кино с нового ракурса и рассказать о впечатлениях своим визуальным языком», — делится студентка ДПО «Иллюстрация» Школы дизайна Полина Дубич. Как победитель, она отправится по обмену опытом в Индонезию и проведет там мастер-классы для индонезийских студентов.

«Вникать в российскую культуру было необычно и весело. Я остановила свой выбор на «Ночном дозоре». Захватывающий фильм, с ярким героем и сюжетом. Мне приходилось смотреть фильм по несколько раз и изучать контекст, чтобы уловить атмосферу. Я провела определенное исследование и сразу думала о том, как можно нарисовать плакат.

Обычно я рисую на бумаге и потом переношу в digital-формат, но в то время компьютер был сломан, поэтому я рисовала постер на телефоне, и все мои эскизы, итоговая версия были полностью сделаны в нем.

Это прекрасная возможность сотрудничать с НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Надеюсь, что в будущем будут подобные конкурсы, и я смогу в них еще принять участие», — делится впечатлениями студентка 2-го курса бакалавриата программы «Коммуникационный дизайн» Института Сепулух Нопембер Ниса Ханифа.

Познакомиться с работами студентов-дизайнеров можно будет на Международной партнерской неделе — 2025.