Попечительский
совет

«Через плечо исследователя»: студенты НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург создают виртуальные модели исторических памятников

НИУ ВШЭ
Санкт-Петербург
27 Мая

«Через плечо исследователя»: студенты НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург создают виртуальные модели исторических памятников

Студенты 2-го курса образовательной программы «История» НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург приняли участие в выездном практическом занятии на базе Института истории материальной культуры РАН под руководством преподавателя департамента истории и младшего научного сотрудника ИИМК РАН Егора Блохина. Мастер-класс прошел в рамках курса «Оцифрованные древности — возможности digital humanities в исторической науке». Основной проект курса — работа над воссозданием цифровой версии археологического раскопа в Туркменистане.

Историки Питерской Вышки изучают новейшие цифровые методы документирования исторических объектов, создавая трехмерные модели археологических раскопок и исторических интерьеров. Проект объединяет классическую археологию с современными технологиями виртуальной реальности.

Процесс создания виртуальных моделей проходит в несколько этапов. Сначала студенты осуществляют детальную фотосъемку археологических артефактов или элементов интерьера. Затем полученные изображения обрабатываются методом фотограмметрии — технологией, позволяющей создавать трехмерные модели на основе множества фотографий объекта с разных ракурсов. После создания первичной модели в программе Agisoft Metashape студенты приступают к оптимизации полученных трехмерных объектов в программе Blender. Этот шаг необходим для адаптации сложных моделей к требованиям онлайн-платформы Spatial.io — виртуальной среды, где будут размещены итоговые работы.

«Со студентами мы проходим весь цикл работ — занимаемся съемкой, моделированием, обработкой моделей, подготовкой к публикации в игровом движке. По итогам семестра мы опубликуем одно пространство — раскоп раннеземледельческого поселения Йылгынлы-депе в Южном Туркменистане, в ходе работы над которым пройдем все шаги по работе с готовыми моделями. Белая гостиная ИИМК РАН — это следующий этап, он потребует дополнительной работы от специалистов и студентов. Нам предстоит собрать из отдельных элементов, выполненных обучающимися, финальное пространство», — делится деталями работы Егор Блохин.

По словам Егора Блохина, курс решает сразу несколько образовательных задач. Во-первых, студенты осваивают современные методы документирования и презентации объектов культурного наследия. Во-вторых, они учатся работать с профессиональным программным обеспечением для создания и обработки трехмерных моделей. В-третьих, проект развивает компетенции командной работы, так как создание целостного виртуального пространства требует координации усилий всех участников. Метавселенные и виртуальная реальность — необходимые инструменты для историков и гуманитариев. Егор Блохин и студенты расширяют границы изучения древних артефактов и работают над тем, чтобы дать каждому желающему возможность заглянуть через плечо исследователя: не просто слушать о разрушенном храме, а оказаться в нем — в его восстановленной, исторически достоверной, цифровой версии, внутри которой можно соприкоснуться с объектами и подробно узнать об их происхождении.

«Наша задача — не просто рассказывать о древних артефактах, но и предоставить возможность виртуально взаимодействовать с ними, создавая эффект присутствия. В цифровом пространстве посетители смогут взаимодействовать с уникальными объектами — открывать и рассматривать модели артефактов: каменные статуи, сосуды, медные орудия. Также будут доступны информационные материалы об истории поселения и его исследованиях», — подчеркивает Егор Блохин.

© Фото предоставлено каналом АрхеоКод
© Фото предоставлено каналом АрхеоКод

«В своей курсовой работе я уже пробовал использовать методы digital humanities, поэтому выбор курса был очевиден. На первом занятии мы обсудили с преподавателем возможность выполнения группового проекта, который заключался в оцифровке одного из интерьеров дворца великого князя Михаила Николаевича.

Затем мы встретились во дворце и после инструктажа разделились на две команды: одна занималась фотографированием интерьеров, другая — археологических артефактов. Я оказался в первой группе, и передо мной стояла задача произвести съемку части интерьера дворца. Это была самая сложная часть работы, так как нужно было делать детализированные фотографии, чтобы программное обеспечение смогло их обработать и создать модель. Далее в программе Metashape я на основе снимков выполнил построение опорных точек, после чего создал модель», — рассказывает студент 2-го курса ОП «История» Никита Астаев.

Итоговый результат, к которому стремится команда, — создание пространства гостиной, которое станет стартовой точкой в виртуальном путешествии. Далее пользователь получит возможность перейти в локацию древнего раскопа в Туркменистане, где, используя персонажа в игровом движке, сможет изучить остатки архитектурных строений возрастом шесть тысяч лет.

«Выбором курса я очень доволен, ведь он позволяет попробовать что-то новое в исторической среде, стать первопроходцем. Кроме того, полученные навыки я планирую опробовать в летних археологических экспедициях, которые я полюбил после археологической практики», — резюмирует Никита Астаев.

Курс «Оцифрованные древности — возможности digital humanities в исторической науке» входит в бакалаврскую программу «История». В рамках занятий студенты знакомятся с основами цифрового документирования археологических и исторических памятников, методами анализа и визуализации данных, а также получают практические навыки работы с 3D-моделированием и виртуальной реконструкцией. Особый акцент курса сделан на освоение инструментов цифрового картографирования (ГИС), баз данных и трехмерного моделирования для исторических и музейных исследований.