Попечительский
совет

Будущее IT создается сегодня: итоги V Школы программирования факультета ШИФТ Питерской Вышки

НИУ ВШЭ
Санкт-Петербург
13 Мая

Будущее IT создается сегодня: итоги V Школы программирования факультета ШИФТ Питерской Вышки

© Владимир Александров | пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Ежегодная V Школа по практическому программированию и анализу данных , организованная Школой информатики, физики и технологий НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, объединила талантливых школьников из разных регионов России. Юные программисты создали и защитили инновационные проекты при поддержке ведущих технологических компаний.

Проектная школа традиционно проходила в два этапа. В феврале в онлайн-формате 619 школьников прослушали лекции от компаний-партнеров, а также прошли мини-курс по машинному обучению. После этого школьники участвовали в отборочных испытаниях, 26 лучших попали на очный этап. В начале мая финалисты из Брянска, Красноярска, Хабаровска, Новосибирска, Казани, Чебоксар, Самары, Тольятти, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Санкт-Петербурга и других городов приехали в «Кочубей-центр» для работы над реальными проектами под руководством менторов из компаний-партнеров.

«Мы начали в 2021 году с очного этапа. Со временем добавили онлайн-этап для более широкого охвата аудитории и первичного погружения в тематику. Самых сильных и замотивированных ребят мы пригласили в Санкт-Петербург для реализации проектов. Шесть из них были предложены индустриальными партнерами — это VK, «Сбер», YADRO, Т-банк, Альфа-банк, а один проект подготовила наша лаборатория естественного языка», — рассказал декан ШИФТ Михаил Мухин.

Школьники объединились в семь команд, в течение пяти дней они разрабатывали проекты под руководством менторов из компаний-партнеров и семи студентов-кураторов ШИФТ. Разработки начинающих программистов отразили актуальные тенденции в мире технологий — многие команды активно использовали инструменты искусственного интеллекта и машинного обучения. В последний день работы школьники защитили свои проекты перед экспертным жюри.

Михаил Сергеевич
Мухин

Декан Школы информатики, физики и технологий

Жюри, в состав которого вошли представители компаний-партнеров (VK, YADRO, «Сбер») и академической среды, оценивало проекты по нескольким критериям: постановка задачи, анализ существующих решений, разработка метода, реализация, оценка результатов и презентация.

Председатель жюри Владимир Ицыксон высоко оценил уровень участников: «Приятно видеть школьников старших классов, которые демонстрируют знания и умения на уровне студентов университета. Очевидно, что это будут весьма завидные абитуриенты для тех вузов, в которые они поступят. Особенно понравилось то, что ребята не боятся экспериментировать, а также широкий спектр охваченных тем. Были проекты по искусственному интеллекту и нейронным сетям, которые очень популярны в последнее время, разработка программного обеспечения, проекты с аппаратной составляющей, решения в области инженерии. Очень приятно видеть, что во всех этих областях есть талантливые молодые школьники, показывающие действительно интересные результаты».

Победу в школе программирования одержала команда, разработавшая AI-ассистента для изучения иностранных языков. Проект получил признание жюри за практическую значимость и качество исполнения. Ребята из Казани, Оренбурга, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга объединили усилия, несмотря на то, что до школы не были знакомы друг с другом.

«У нас с самого начала была очень крутая команда, мы сразу распределили все роли и обязанности, это позволило нам уже ко второму дню выполнить значительную часть проекта. Огромную роль в нашем успехе сыграли кураторы: они постоянно поддерживали нас. В целом, организация мероприятия была на высоком уровне. Конечно, не обошлось без сложностей. Одна из главных проблем возникла с модулем расшифровки. Нам пришлось долго искать решение, и в итоге заменили его другим сервисом. Программирование привлекает нас возможностью создавать что-то новое и полезное для мира. Когда ты разрабатываешь, например, такого помощника, как наш, и понимаешь, что люди смогут им пользоваться, — это дает невероятное ощущение удовлетворения. Момент, когда твой проект запускается и работает, дарит настоящий прилив эндорфинов», — поделились участники команды-победителя Ясмина Исмагилова, Алина Кушмухаметова, Федор Щетинин и Вячеслав Дорошенко.

© Владимир Александров | пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
© Владимир Александров | пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Второе место завоевал проект «Генератор шуток», реализованный совместно с Лабораторией естественного языка НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург. Константин Быков, Максим Деги, Эдвард Михальченко и Егор Рождественский предложили чат-бота, которого все участники Школы программирования протестировали прямо во время защиты проекта. Руководитель лаборатории Дмитрий Рюмин отметил: «Задача была — создать генератор шуток на основе новостей, чтобы на вход поступали текстовые сообщения, а на их основе генерировалась шутка, которая была бы смешной для обычных пользователей. Ребята справились хорошо, за короткий промежуток времени они обучили модели, представили результаты и создали бота. Такие ребята, увлеченные машинным обучением и программированием, однозначно представляют интерес как для нашей лаборатории, так и для Вышки в целом. Их работа демонстрирует настоящую целеустремленность и глубокий интерес к этой области. Видно, что они готовы и дальше развиваться в данном направлении, что особенно ценно для научного сообщества».
© Владимир Александров | пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
© Владимир Александров | пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Третье место разделили две команды: создатели бота для планирования совместных путешествий и проекта «В поисках Вышки» с аппаратной составляющей.

«Я очень люблю такие мероприятия, потому что здесь особая среда, люди очень устремленные. Ты открываешь что-то для себя новое, постоянно работаешь в команде и улучшаешь как софт-скиллы, так и хард-скиллы. Конечно, не обошлось без сложностей — не всегда командная работа бывает слаженной, возникают разногласия. Тем не менее через живое обсуждение и урегулирование приоритетов удавалось находить общий язык. Вызовы представляли и новые технологии, которые приходилось изучать и применять», — рассказал ученик 11-го класса школы № 12 Самары Андрей Белов.

«Запомнилась эта устремленная, поддерживающая атмосфера, когда ты работаешь фактически с 8 утра до 12 ночи, и это всегда очень круто. Можно многому научиться и найти большое количество друзей. У нас был просто легендарный куратор, самый поддерживающий человек. Также у нас был прекрасный руководитель проекта, который помогал с презентацией и внес огромное количество полезных правок, что сильно помогло нам на защите. Этот опыт был очень интересным. Я понял, что хочу поступать в ШИФТ на следующий год», — делится впечатлениями Лев Захаринский.

«Для меня было необычным впервые побывать на этой школе сразу в роли куратора. Это был первый опыт управления проектами не как участника, а как ментора и помощника. Мне очень повезло с командой — интересные и заряженные ребята», — рассказывает куратор команды, занявшей третье место, студент факультета ШИФТ Сергей Захаров.

© Владимир Александров | пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
© Владимир Александров | пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Член жюри и академический руководитель программы «Аналитика больших данных», старший преподаватель НИУ ВШЭ Евгений Паточенко отметил, что участники не только выбрали актуальные задачи, имеющие практическое значение для бизнеса и социальной сферы, но и смогли довести свои решения до стадии минимально жизнеспособного продукта (MVP).

«У проектов — значительный потенциал для дальнейшего развития. Участники грамотно определили метрики качества для оценки результатов своей работы. Было заметно эффективное взаимодействие с наставниками из индустрии, которые правильно сориентировали их. Здесь прослеживается отличная связь между командами школьников и нашими партнерами, которые предоставили необходимые данные и задали верное направление работы», — оценил работы школьников Евгений Паточенко.

«Мы даем возможность ребятам из разных регионов проявить себя и получить профессиональную обратную связь. Познакомиться с единомышленниками, встретить таких же, заинтересованных в IT, инженерии, машинном обучении, искусственном интеллекте школьников. В этом проявляется важная социальная миссия нашего проекта», — заключил декан факультета ШИФТ Михаил Мухин.

Школа информатики, физики и технологий НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург представляет собой инновационную образовательную модель, построенную по принципу IT-компании. Факультет предлагает пять программ бакалавриата и пять программ магистратуры, разработанных совместно с ведущими компаниями отрасли — VK, YADRO, 1С, BIOCAD, «Газпром нефть» и другими. Выпускники факультета обладают востребованными на рынке компетенциями, опытом работы в инфраструктуре IT-компаний и глубокими фундаментальными знаниями, что позволяет им претендовать на позиции уровня middle и выше в ведущих технологических компаниях страны.