Будущее IT создается сегодня: итоги V Школы программирования факультета ШИФТ Питерской Вышки
Санкт-Петербург
Будущее IT создается сегодня: итоги V Школы программирования факультета ШИФТ Питерской Вышки
Ежегодная V Школа по практическому программированию и анализу данных , организованная Школой информатики, физики и технологий НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, объединила талантливых школьников из разных регионов России. Юные программисты создали и защитили инновационные проекты при поддержке ведущих технологических компаний.
Проектная школа традиционно проходила в два этапа. В феврале в онлайн-формате 619 школьников прослушали лекции от компаний-партнеров, а также прошли мини-курс по машинному обучению. После этого школьники участвовали в отборочных испытаниях, 26 лучших попали на очный этап. В начале мая финалисты из Брянска, Красноярска, Хабаровска, Новосибирска, Казани, Чебоксар, Самары, Тольятти, Ростова-на-Дону, Оренбурга, Санкт-Петербурга и других городов приехали в «Кочубей-центр» для работы над реальными проектами под руководством менторов из компаний-партнеров.
«Мы начали в 2021 году с очного этапа. Со временем добавили онлайн-этап для более широкого охвата аудитории и первичного погружения в тематику. Самых сильных и замотивированных ребят мы пригласили в Санкт-Петербург для реализации проектов. Шесть из них были предложены индустриальными партнерами — это VK, «Сбер», YADRO, Т-банк, Альфа-банк, а один проект подготовила наша лаборатория естественного языка», — рассказал декан ШИФТ Михаил Мухин.
Школьники объединились в семь команд, в течение пяти дней они разрабатывали проекты под руководством менторов из компаний-партнеров и семи студентов-кураторов ШИФТ. Разработки начинающих программистов отразили актуальные тенденции в мире технологий — многие команды активно использовали инструменты искусственного интеллекта и машинного обучения. В последний день работы школьники защитили свои проекты перед экспертным жюри.
Жюри, в состав которого вошли представители компаний-партнеров (VK, YADRO, «Сбер») и академической среды, оценивало проекты по нескольким критериям: постановка задачи, анализ существующих решений, разработка метода, реализация, оценка результатов и презентация.
Председатель жюри Владимир Ицыксон высоко оценил уровень участников: «Приятно видеть школьников старших классов, которые демонстрируют знания и умения на уровне студентов университета. Очевидно, что это будут весьма завидные абитуриенты для тех вузов, в которые они поступят. Особенно понравилось то, что ребята не боятся экспериментировать, а также широкий спектр охваченных тем. Были проекты по искусственному интеллекту и нейронным сетям, которые очень популярны в последнее время, разработка программного обеспечения, проекты с аппаратной составляющей, решения в области инженерии. Очень приятно видеть, что во всех этих областях есть талантливые молодые школьники, показывающие действительно интересные результаты».
Победу в школе программирования одержала команда, разработавшая AI-ассистента для изучения иностранных языков. Проект получил признание жюри за практическую значимость и качество исполнения. Ребята из Казани, Оренбурга, Ростова-на-Дону и Санкт-Петербурга объединили усилия, несмотря на то, что до школы не были знакомы друг с другом.
«У нас с самого начала была очень крутая команда, мы сразу распределили все роли и обязанности, это позволило нам уже ко второму дню выполнить значительную часть проекта. Огромную роль в нашем успехе сыграли кураторы: они постоянно поддерживали нас. В целом, организация мероприятия была на высоком уровне. Конечно, не обошлось без сложностей. Одна из главных проблем возникла с модулем расшифровки. Нам пришлось долго искать решение, и в итоге заменили его другим сервисом. Программирование привлекает нас возможностью создавать что-то новое и полезное для мира. Когда ты разрабатываешь, например, такого помощника, как наш, и понимаешь, что люди смогут им пользоваться, — это дает невероятное ощущение удовлетворения. Момент, когда твой проект запускается и работает, дарит настоящий прилив эндорфинов», — поделились участники команды-победителя Ясмина Исмагилова, Алина Кушмухаметова, Федор Щетинин и Вячеслав Дорошенко.


«Я очень люблю такие мероприятия, потому что здесь особая среда, люди очень устремленные. Ты открываешь что-то для себя новое, постоянно работаешь в команде и улучшаешь как софт-скиллы, так и хард-скиллы. Конечно, не обошлось без сложностей — не всегда командная работа бывает слаженной, возникают разногласия. Тем не менее через живое обсуждение и урегулирование приоритетов удавалось находить общий язык. Вызовы представляли и новые технологии, которые приходилось изучать и применять», — рассказал ученик 11-го класса школы № 12 Самары Андрей Белов.
«Запомнилась эта устремленная, поддерживающая атмосфера, когда ты работаешь фактически с 8 утра до 12 ночи, и это всегда очень круто. Можно многому научиться и найти большое количество друзей. У нас был просто легендарный куратор, самый поддерживающий человек. Также у нас был прекрасный руководитель проекта, который помогал с презентацией и внес огромное количество полезных правок, что сильно помогло нам на защите. Этот опыт был очень интересным. Я понял, что хочу поступать в ШИФТ на следующий год», — делится впечатлениями Лев Захаринский.
«Для меня было необычным впервые побывать на этой школе сразу в роли куратора. Это был первый опыт управления проектами не как участника, а как ментора и помощника. Мне очень повезло с командой — интересные и заряженные ребята», — рассказывает куратор команды, занявшей третье место, студент факультета ШИФТ Сергей Захаров.

«У проектов — значительный потенциал для дальнейшего развития. Участники грамотно определили метрики качества для оценки результатов своей работы. Было заметно эффективное взаимодействие с наставниками из индустрии, которые правильно сориентировали их. Здесь прослеживается отличная связь между командами школьников и нашими партнерами, которые предоставили необходимые данные и задали верное направление работы», — оценил работы школьников Евгений Паточенко.
«Мы даем возможность ребятам из разных регионов проявить себя и получить профессиональную обратную связь. Познакомиться с единомышленниками, встретить таких же, заинтересованных в IT, инженерии, машинном обучении, искусственном интеллекте школьников. В этом проявляется важная социальная миссия нашего проекта», — заключил декан факультета ШИФТ Михаил Мухин.
Школа информатики, физики и технологий НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург представляет собой инновационную образовательную модель, построенную по принципу IT-компании. Факультет предлагает пять программ бакалавриата и пять программ магистратуры, разработанных совместно с ведущими компаниями отрасли — VK, YADRO, 1С, BIOCAD, «Газпром нефть» и другими. Выпускники факультета обладают востребованными на рынке компетенциями, опытом работы в инфраструктуре IT-компаний и глубокими фундаментальными знаниями, что позволяет им претендовать на позиции уровня middle и выше в ведущих технологических компаниях страны.
Мухин
Декан Школы информатики, физики и технологий
В жюри были три представителя компаний — VK, «Сбера» и YADRO, а также четыре представителя академической среды: два коллеги из ИТМО, которые также преподают у нас на факультете, и два наших преподавателя из Вышки. Каждый год у нас замечательные проекты и очень сильные школьники: они представляют очень классные, глубоко проработанные идеи. Конечно, любой проект можно развивать дальше, но MVP (Minimum Viable Product) представили все команды. Особенно приятно отметить, что ребята умеют не только делать проекты, но и рассказывать о них, интересно выстраивать презентации с демонстрацией телеграм-ботов, видео и других материалов.