Попечительский
совет

«Более 30 лекций и образовательная ярмарка»: как прошел Студенческий день Международной партнерской недели

НИУ ВШЭ
Санкт-Петербург
26 Мая

«Более 30 лекций и образовательная ярмарка»: как прошел Студенческий день Международной партнерской недели

© Владимир Александров | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

В Канатном цехе прошло более 30 лекций по ключевым направлениям развития образования, науки и креативных индустрий. Масштабная образовательная программа от лидеров академического сообщества Бразилии, Индонезии, Южной Кореи, Японии, Мексики, Индии и других государств позволила студентам погрузиться в практики глобального знания, не покидая стен университета.

Программа Студенческого дня Международной партнерской недели была структурирована по ключевым направлениям университета: социология, экономика и менеджмент, гуманитарные дисциплины, искусство и дизайн, востоковедение, компьютерные науки и технологии. Такая организация позволила студентам найти лекции, соответствующие их академическим интересам, но при этом не ограничивала выбор только одним направлением.

«Мы японисты», — объяснила Милана Шибанова свой выбор лекции о корпоративной этике в Японии профессора Юко Адачи. — Мне очень понравилось, что презентация была масштабная, с конкретными примерами — в каких компаниях что используется, как относятся к иностранным сотрудникам».

Помимо этого, студенты, интересующиеся востоковедением, могли узнать о взаимосвязи культурных изменений и экономического роста в Японии, религии и современности в Корее, а также о деприватизации религиозных благотворительных групп в ранней Китайской Народной Республике.

Студентки первого курса программы «Управление и аналитика в государственном секторе» Алина Мартюшина и Александра Радченко выбрали лекцию о социальной и солидарной экономике в Бразилии, причем не только из-за академического интереса. «Мы хотели прокачать свой английский, потому что скоро у нас будет независимый экзамен. Понравилось то, что мы можем прикоснуться к другому менталитету, посмотреть на людей из разных стран», — комментируют первокурсницы.

Полную аудиторию собрала лекция о применении искусственного интеллекта в образовании. Декан юридического факультета индийского Университета нефти и энергетики Абхишек Синх рассказывал студентам об этических аспектах использования ИИ: «Основная идея заключалась в том, чтобы студенты узнали больше о подводных камнях, о том, как мы должны использовать эти платформы в академических целях, чтобы не оказаться на неправильной стороне академической честности». Заместитель заведующего Лабораторией социальной и когнитивной информатики Елена Артеменко отметила концептуальную ценность дискуссии о роли ИИ в образовании. «Было интересно посмотреть на позицию коллег о том, как можно использовать ИИ-агентов в образовательной практике — и для студентов, и для преподавателей. Как это внедрить так, чтобы извлекать только плюсы: повышение эффективности обучения, но при этом минимизировать негативные влияния вроде снижения концентрации и качества обучения. Важно помнить о слабостях ИИ-агентов — они наследуют человеческие предрассудки, поскольку обучены на текстах, созданных людьми».

Участники обсуждали и риски чрезмерного использования ИИ в образовании. «Студенты могут просто копировать, что ведет к сокращению реального обучения. Лектор задал важный вопрос: что вы будете делать с тем временем, которое освобождается благодаря ИИ? Если использовать его грамотно — это супер, а если нет — то зачем вообще все это нужно...», — пояснила Елена Артеменко.

© Владимир Александров | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
© Владимир Александров | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Валерия Халанова с программы «Социология и социальная информатика» посетила лекцию о лучших практиках предпринимательства в Индонезии и была удивлена культурными особенностями: «Очень поразила культура Индонезии — несмотря на то, что там 80 % мусульман и женщины очень зависят от мужчин, они все равно составляют большую часть предпринимателей. Новое поколение уже более open-minded. Это было очень интересно».

Третьекурсницы направления «Управление и аналитика государственного сектора» Таня Грудина и Мария Багрелова выбрали круглый стол о социальном предпринимательстве: «Было интересно узнать, что мы можем сделать и какой реальный вклад внести в развитие нашего города, на примере Мексики. Самым ярким впечатлением стал факт о чистой энергии из кактусов». Модератором этой дискуссии выступил старший преподаватель Департамента политологии и международных отношений Юрий Кабанов: «Круглый стол посвящен роли социального предпринимательства и участию вузов в устойчивом развитии городов. Наши коллеги из Мексики представили свой опыт проектов в сфере устойчивого развития, а мы рассказали о проектах студентов-политологов по взаимодействию с некоммерческими организациями. Третья миссия университетов, о которой часто забывают, — это решение социальных проблем, взаимодействие с локальными сообществами, участие в городской политике. Студенты, возможно, не так погружены в третью миссию, как в первые две — обучение и науку, но мы очень хотим вовлекать их в прикладные проекты».

© Владимир Александров | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
© Владимир Александров | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург

Школа дизайна представила лекции о творческих процессах и образовании. Например, студенты размышляли над вопросом «Откуда берутся идеи?» вместе дизайнером и писателем Филипом Табардой из Бразилии. Доктор Элля Зулайха из ITS (Индонезия) рассказала об эволюции ремесленной индустрии, а профессор Селжук Артут из Университета Сабанджи (Турция) проследил взаимосвязь искусственного интеллекта и творчества.

На экономическом треке участники познакомились с международным взглядом на современные бизнес-процессы. Так, тема лекции доктора Тхи Хоа Дуонг из Национального Экономического Университета Вьетнама — сотрудничество в коротких цепочках поставок для обеспечения безопасности продуктов питания. А доктор Каевкван Тангтипонгкул из Университета Таммасат (Таиланд) представила анализ демографических вызовов Таиланда, сосредоточившись на проблемах стареющего населения и трудовых ресурсах.

Профессор Абхай Бансал из Университета Беннета (Индия) прочитал студентам технического направления НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург лекцию про «Облачные вычисления».

© Владимир Александров | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
© Владимир Александров | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
На МПН-2025 студенты также получили возможность напрямую пообщаться с представителями 24 университетов-партнеров из 13 стран на Международной образовательной ярмарке в Канатном цехе. География участников — от Государственного университета Кампинаса в Бразилии до Университета Фудань в Китае, от Университета Белграда в Сербии до Национального политехнического института в Мексике. Студенты задавали представителям вузов вопросы о правилах участия в программах обмена, узнавали о возможностях поступления, особенностях жизни и учебы в Италии, Мексике, Франции, Турции, Китае, Омане, Сербии и других странах.

«К нам приехали представители Университета Султана Кабуса из Омана — сотрудники студенческого консультационного центра. Они занимаются внеучебной деятельностью: развивают международные отношения в своем вузе, работают с психологическим благополучием и созданием социальной среды для студентов. Мы договорились об обмене опытом для дальнейшего совместного развития. Это очень полезный опыт взаимодействия и мы благодарны Международной партнерской неделе за такую возможность», — подчеркивает Лариса Богосьян, менеджер по партнерским связям Центра развития карьеры НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург.

© Владимир Александров | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
© Владимир Александров | Пресс-служба НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург
Итогом Международной партнерской недели в НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург стало подписание соглашений о сотрудничестве с пятью ведущими университетами мира, создание международной исследовательской сети зеркальных лабораторий социального предпринимательства. Благодаря живому взаимодействию академического сообщества продолжается развитие долгосрочных научных коллабораций. Главным результатом недели стали новые контакты, обмен идеями и опытом между студентами и преподавателями, которые уже сегодня формируют основу для будущих международных проектов. Питерская Вышка продолжает укреплять свои позиции как центр глобального образования.